Четверг, 25.04.2024, 09.09
Приветствую Вас Гость | RSS
Целительные звуки
Главная » 2011 » Август » 3 » Вокало- и музыкотерапия
15.55
Вокало- и музыкотерапия
Вокало- и музыкотерапия



Сегодня в Европе и во всём мире широко используются, приобретая всё большую популярность, методы физического, психического и духовного целительства, относящиеся к области альтернативной медицины. Умение поддерживать своё здоровье в хорошем состоянии является и требованием времени, и показателем общей культуры личности. Но всегда ли нам удаётся справиться с плохим самочувствием, тягостными мыслями, настроить свой внутренний мир на волну радости, гармонии, любви?..

К оздоровительным практикам, позволяющим преодолеть многие психологические и духовные проблемы, относятся разнообразные направления современной арт – терапии, в частности, вокало- и музыкотерапия. На вопросы администратора сайта о возможностях вокало- и музыкотерапии отвечает кандидат культурологии, доцент кафедры эстетического воспитания Института Детства (РГПУ им. А. И. Герцена), Ярешко Валерия.

Валерия, не могли бы Вы пояснить, что именно подразумевается под вокалотерапией?

Вокалотерапия, – как активный метод коррекции природных данных: голоса, слуха, чувства музыкальной формы и др. - рассматривается мной, прежде всего, с позиции овладения техникой звукоизвлечения. Звук имеет над нами удивительную власть: он может и растрогать, и ранить, и избавить от боли. В звуке голоса, его интонациях проявляется отношение человека к миру, к людям, к самому себе. Поэтому голос – это, прежде всего, тест для определения качественного состояния личности - её цельности, внутренней сбалансированности. В свою очередь, работа над техникой грамотного звукоизвлечения является эффективным методом коррекции как психического, так и физического состояния человека.

Так значит, пропевание звуков само по себе не обладает оздоровительным эффектом? Необходимо использовать какую - то особую технику?

Именно так. Пятнадцать лет назад мне пришлось переосмыслить практически все известные мне методы работы с голосом, которые оказались совершенно неприменимыми в работе с детьми, так как основывались, главным образом, на эксплуатации природных данных человека. Передо мной тогда стояла сложная задача: вырастить детский голос, что называется, «с нуля» – и не только голос, но весь комплекс музыкальных представлений и навыков! Пришлось начать поиск приемлемых методов работы…

К счастью, «колесо» изобретать не пришлось: судьба подарила мне встречу с замечательным педагогом, автором уникальной методики воспитания музыканта и певца, имеющей глубокие научные, морально-этические и эстетические основания, Дмитрием Ерофеевичем Огородновым. Его методика создавалась с учётом новейших открытий в области нейрофизиологии, с использованием знаний об особенностях функционирования высшей нервной системы человека и в согласии с ними. Поэтому принципы работы с голосом, разработанные Д.Е. Огородновым, имеют прежде всего оздоровительный эффект и параллельно решают сложнейшую задачу коррекции природных данных человека. Я с восторгом и благодарностью восприняла его тридцатилетний опыт, и по сей день остаюсь единомышленником Дмитрия Ерофеевича - как в вопросах общей музыкальной культуры, так и в вопросах культуры звукоизвлечения.

Можно ли использовать вокалотерапию для лечения каких-либо распространённых в наше время заболеваний?


Если рассматривать вокалотерапию в ключе наиболее перспективного направления современной медицины - биорезонансной терапии – то, пожалуй, можно - только надо относиться к ней не как к методу лечения, а, скорее, как к средству профилактики заболеваний…

Не могли бы Вы рассказать подробней о биорезонансной терапии?

Да, конечно. Биорезонансная терапия – это новое направление в лечебной и профилактической медицине, которое возникло 20 лет назад. Его отличает относительно новый взгляд на природу заболевания, а именно: признаётся, что заболевание возникает, прежде всего, на полевом уровне. Поэтому основным принципом биорезонансной терапии является использование физиологических колебаний организма, - точнее, его инвертируемых ослабленных импульсов, - для нейтрализации его же собственных патологических колебаний.

Сегодня методы биорезонансной терапии с успехом используются при лечении вирусных инфекций без применения антибиотиков, для улучшения клинических, иммунологических и биохимических показателей крови, а также в тех случаях, когда достижение лечебного результата традиционными методами невозможно…

Конкретизируйте, пожалуйста, в чём Вы видите связь между биорезонансной терапией и вокалотерапией.

В медицинской практике известны примеры использования вокала именно как метода лечения. Так, например, венский профессор В.М. Лессер-Лазарно предлагал своим больным петь на полном дыхании все гласные для получения резонансных частот с больными органами. Звуки имеют волновую природу. Каждый звук, обладая собственной вибрацией, находит в нашем организме накопление энергии, которое имеет аналогичные вибрационные качества (энергетический блок), и, подавляя его, выравнивает тем самым энергетический баланс организма. Большинство известных случаев излечения связаны именно с устранением энергетических блоков и восстановлением естественной циркуляции потоков энергии.

Можно осветить этот вопрос ещё глубже. Согласно китайской натурфилософии, ряд гласных, используемых при пении, - Э-А-О-У-И (вернее, их волновые характеристики), - соответствуют пяти первоэлементам, пяти стихиям (Э – дереву, А – огню, О - металлу, У- воде, И – земле), а также четырём сторонам света и центру. В них, по утверждению древних, заключён секрет концентрации чистой живительной энергии «ци», а их взаимное превращение и взаимовлияние символизирует вихревой ритм становления жизни. Поэтому можно сказать, что работа над выразительной артикуляцией гласных при пении является одним из методов концентрации энергии, искусством управления «ци» - цигун.

Вы считаете, что можно провести прямую параллель между вокалотерапией и практиками цигун?

Я знакома только с одной практикой - системой китайского мастера Сюи Минтана Чжун Юань цигун. Поэтому определённо могу говорить только об этой школе. Знакомство с методами Чжун Юань цигун около двух лет назад стало для меня радостным открытием, обретением новой перспективы для духовного роста и творческой самореализации. Новый опыт органично дополнил прежний, позволил осмыслить в новом ракурсе давно знакомые явления и понятия, относящиеся к области профессиональных тайн музыкантов-исполнителей.

Так, например, в вокальной практике существует понятие «резонатор». Различают три резонатора: нижний(низ живота), средний(грудная клетка) и верхний(область лба). В Чжун Юань цигун – это полости для накопления энергии, называемые «нижний», «средний» и «верхний» даньтяни. Практика первой, второй и третьей ступеней предполагает построение канала между ними. Практика профессиональной подготовки вокалиста состоит в «постановке голоса», то есть, в построении ровного, – без «швов», - канала между тремя резонаторами, придании голосу качества однородности при переходе из одного регистра в другой.

Параллелей очень много… И Чжун Юань цигун, и пение – замечательные оздоровительные практики, благотворно влияющие на общий тонус человека, его мировосприятие. Используемые мной методы работы с голосом предполагают работу с грудным (по преимуществу) и головным резонаторами. По своему смысловому и энергетическому наполнению они могут быть соотнесены со второй и третьей ступенями Чжун Юань цигун.

Поясните, пожалуйста, чем отличается вокалотерапия от музыкотерапии? Есть ли между ними принципиальное различие?


Вокалотерапия - это длительная работа над собой. Чтобы добиться результатов требуется терпение, упорство воли и большое желание изменить себя: стать более совершенным, с точки зрения психофизиологии, человеком. Музыкотерапия – это «скорая музыкальная помощь»: метод быстрого и не слишком трудоёмкого выведения человека из тяжёлого депрессивного состояния, снятия негативных эмоциональных установок, деструктивных программ подсознания.

Существует много подходов к музыкотерапевтической практике. Корни возникновения музыкотерапии как метода лечения уходят в четвёртое тысячелетие до нашей эры. В древности ни один лечебный сеанс не обходился без музыки, а различные формы лечебных ритуалов хранились как тайные магические знания.

В последние пятьдесят лет врачи, психологи, психотерапевты всего мира заново открывают возможности применения музыки для коррекции духовного и физического состояния личности.

У Вас есть собственные предпочтения в области музыкотерапевтических технологий?


В этой области мне импонирует десятилетний клинический опыт санкт-петербургского врача – инфекциониста и музыкотерапевта Элькина Владимира Михайловича. Его практика является результатом обобщения и апробации в условиях лечебного заведения психоаналитических концепций М. Люшера (с которым он много лет состоял в переписке), З.Фрейда, К.Г. Юнга и других мыслителей, связанных с цветовыбором.

По долгу службы, имея дело с тяжёлыми, часто неизлечимыми больными (вирусный гепатит, спид и др.), Владимир Михайлович часто сталкивался с необходимостью корректировать психическое состояние своих пациентов, так как это во многом определяло результаты проводимого им медикаментозного лечения. Врач и музыкант по образованию, он сумел спроецировать открытия психоаналитиков в область музыкотерапии – разгадать цветоэмоциональное значение 12-ти мажорных и 12-ти минорных тональностей, разработать оригинальную, эффективную методику работы с пациентом.

В чём именно состоит эффективность его методики?

Отличительной особенностью методики В.М. Элькина является то, что «музыкальное лекарство» изготавливается для каждого больного в индивидуальном порядке - в процессе проведения сеанса, как итог многократного цвето- и звукотестирования пациента. То есть, оно определяется не отвлечёнными теоретическими положениями сомнительного свойства, но тем конкретным состоянием, в котором человек обратился за помощью: его персональным цветовыбором и звуковыбором.

Под руководством музыкотерапевта пациент находит в музыке, картинах, афоризмах своё «зеркальное отражение». Затем, многократно вглядываясь и вслушиваясь в цвето - звуковую проекцию своего болезненного состояния, он постепенно «гасит» его, изживает связанные с ним проблемы. Поэтому метод работы В.М. Элькина я бы тоже соотнесла с биорезонансной терапией, - и определила как «биорезонансная цветомузыкальная психореабилитация».

Вы очень много рассказали о своих учителях. А в Вашей собственной практике есть какие-нибудь оригинальные наработки? В чём заключается Ваше творческое « credo »?

У меня – музыкальное образование и сложный путь поиска смыслов и ценностей, которые могли бы быть оправданием моей жизни, ее главным стержнем и содержанием. Поэтому делиться я могу лишь тем, в чём абсолютно уверена.

Я рассказала только о двух своих учителях, а их у меня много!.. Пока рано говорить о собственных наработках. Что же касается оригинальности?…

Быть носителем и транслятором знаний, которые воспринять и оценить может далеко не каждый - очень оригинально с моей стороны... Было бы гораздо проще преподавать вокал, фортепиано, сольфеджио, петь в каком-нибудь хоре, в храме и не задумываться о таких сложных вещах как нейрофизиологические, психические, духовные, информационно-энергетические процессы вселенной…

Но, увы: карьера музыканта меня не привлекает, равно как и любая другая карьера, предполагающая изрядную долю честолюбия (или тщеславия). Мне всегда было непросто прижиться в коллективах с клановым сознанием и четко выраженной иерархической структурой. Самоутверждение – пустое занятие, не представляющее для меня никакого интереса: важнее «быть», а не «казаться», реально соответствовать высокому уровню интеллектуальных и духовных проявлений, а не тешить себя иллюзией собственной значимости. Хочется истинного признания, уважения, любви. Но это - долгий путь к самому себе…

Я уже много лет остаюсь на позициях «радикального гуманизма», и не вижу для себя более важного занятия, чем избавление от боли - в самом широком смысле этого слова. В настоящее время область применения моих знаний – деятельность по организации «внутреннего пространства» человека: общая психофизиологическая гармонизация личности средствами вокало- и музыкотерапии.

источник
Просмотров: 2879 | Добавил: Любимая | Теги: статьи о музыке, вокалотерапия, терапия музыкой, музыкотерапия
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Музыкальные часики
Оцените мой сайт
Всего ответов: 201


На сайте всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

  • ИСЦЕЛЯЕМ жизнь свою
  • Сияющая РэйКи
  • Лавка Чудес
  • Здоровье, Молодость, Успех, Процветание
  • «  Август 2011  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    293031
    Архив записей
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024